Неоклассическое направление
В последней трети XIX в. в противовес школе английских классиков возникло неоклассическое (гр. neos - новый) направление экономической теории. Оно обладало рядом отличительных черт. Прежде всего неоклассическое течение возникло в результате маржиналистской (фр. marginal - предельный) революции. Эта революция породила теорию предельной полезности и теорию предельной производительности труда и капитала.
Классическое направление политической экономии не изучало поведение на рынке потребителей товарных благ и поэтому не создало целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила австрийская школа политической экономии. Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921 гг.), Евгений Бём-Баверк (1851-1914 гг.) и Фридрих фон Визер (1851-1926 гг.). Они выдвинули субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара, которую противопоставили трудовой теории стоимости.
Австрийские экономисты считали, что каждый человек субъективно - сам - определяет ценность благ, исходя из степени желательности для него полезных вещей. Причем субъективная ценность всех потребительских благ, а стало быть, и их рыночная цена, зависит только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. В процессе потребления происходит закономерное убывание полезности: с каждой дополнительной единицей данного вида полезных вещей степень удовлетворения от их потребления уменьшается и достигает предельной величины - "точки насыщения".
Как известно, английские классики считали решающей сферой экономики производство и соответственно этому полагали, что рыночные цены определяются предложением благ со стороны товаропроизводителей. Австрийские экономисты, наоборот, главную роль в хозяйственном развитии приписывали рынку и первенство в установлении цен отводили спросу покупателей. Изучая этот спрос, они впервые сформулировали психологические законы массового поведения потребителей рыночных благ (учение неоклассиков о рынке подробно излагается в теме 6-й).
Маржиналистскую революцию продолжил основоположник американской политической экономии Джон Бейтс Кларк (1847-1938 гг.). Концепцию предельной полезности потребительских благ он дополнил теорией предельной производительности труда и капитала. И прямо противопоставил свою теорию классическому учению о прибавочной стоимости и эксплуатации рабочего класса при капитализме.
По мнению Дж-Б.Кларка, центральное место в экономической теории занимает проблема распределения общественного продукта. Это распределение осуществляется в соответствии с вкладом каждого из равноценных факторов производства (труда, капитала и земли). Доходы рабочих и бизнесменов, по его мнению, соответствуют реальному вкладу труда и капитала в конечный продукт производства, что ведет к гармонии классовых интересов капиталистов и рабочих (теория предельной производительности факторов полнее освещается в 8-й теме).
Введение в теорию предельных величин привело к возникновению математической школы в экономике (английский ученый У.Джевонс, швейцарский экономист М.Э.Л.Вальрас, итальянский исследователь В.Парето). Именно предельные величины позволили применять высшую математику, оперирующую с такими величинами. С помощью математических методов удалось открыть многие функциональные (количественные) математические зависимости в производстве, потреблении и рынке. Такие методы позволили изыскивать оптимальные варианты продуктивного использования производственных возможностей при ограниченных ресурсах.
Неоклассический переворот в экономический теории был произведен учеными из разных стран. Поэтому потребовалось обобщить и систематизировать его результаты. Эту задачу выполнил руководитель кафедры политической экономии Кембриджского университета профессор Альфред Маршалл. Вклад А.Маршалла в разработку неоклассического направления некоторые историки экономических учений назвали маршаллианской революцией.
А.Маршалл считал себя преемником одного из английских классиков - Д.Рикардо и пытался соединить его учение о стоимости с теорией предельной полезности. Он пришел к заключению, что одинаково неправильно отдавать предпочтение в процессе формирования рыночной цены либо предложению, либо спросу. По его мнению, с равным основанием бесполезно спорить, какое лезвие ножниц разрезает кусок бумаги - верхнее или нижнее. А. Маршалл выявил функциональные зависимости между ценой и спросом, ценой и предложением.
Проведенное А. Маршаллом обновление экономической теории коснулось и ее названия. Он исходил из представлений неоклассиков о том, что предметом данной теории является "чистая экономика" - хозяйственная деятельность частных собственников, независимая от общественной формы ее организации. Соответственно была провозглашена "социальная нейтральность" экономической науки. Вполне логично А. Маршалл считал, что надо отказаться от традиционного названия теории "политическая экономия", которое указывало на государственное управление национальным хозяйством. Свой главный труд он озаглавил "Принципы экономике" (англ. "экономике" - экономические науки). Так, в 1890 г. появился первый "Экономикс", который на протяжении многих лет стал основным учебником для студентов высших учебных заведений Англии и США.
Однако неоклассическое направление в ряде моментов оказалось асимметричной теорией. Это неизбежно привело к новым потрясениям в науке.
Похожие работы:
- Неоклассическое направление
В последней трети XIX в. в противовес школе английских классиков возникло неоклассическое (гр. neos - новый) направление экономической теории. Оно обладало рядом отличительных черт. Прежде всего нео...
- Кейнсианское направление в теории инфляции
Новый теоретический и практический подход к инфляции формируется на фоне глубочайшего экономического кризиса 1929- 1933 гг. С выходом в 1936 г. книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процент...
- Отношения Евросоюза с РФ как важнейшее направление «восточной политики»
Официальные отношения между Российской Федерацией и Европейским сообществом были установлены в декабре 1991 г., сразу же после распада Советского Союза. Россия объявила себя правопреемником СССР, вклю...
- В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Данные составляющие налога в терминологии КС РФ получили наименование "существенные элементы налогового обязательства", в теории налогового права - "обязательные элементы юридического состава налога". Понятие "обязательные" используется как противопоставление факультативным элементам (например, налоговым льготам). Плательщики земельного налога были рассмотрены при характеристике субъектного состава правоотношений по уплате земельного налога. Теперь рассмотрим каждый из элементов земельного налога. Объект налогообложения установлен ст. 389 НК РФ. Им признаются земельные участки, за исключением земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте. Иных критериев определения объекта обложения земельным налогом не дано. Среди объектов налогообложения не перечислены части земельных участков и земельные доли. Вместе с тем части земельных участков являются самостоятельными объектами земельных отношений (ст. 6 Земельного кодекса РФ). Земельный участок определяется как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в соответствующем порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является такой земельный участок, который может быть разделен на части; каждая из этих частей после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Следовательно, части неделимых земельных участков выведены из-под объектов налогообложения. Объектом обложения земельным налогом являются сами земельные участки, а не те или иные операции с ними (купля-продажа, дарение и т.п.). Не могут являться объектом налогообложения земельные доли, поскольку согласно ст. 38 НК РФ налогом облагается только объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. По сути, они представляют собой долю в праве общей собственности на земельный участок. Доля в праве может выступать объектом гражданских правоотношений, но не налогообложения. Применительно к земельному налогу объектом в данном случае будет являться сам земельный участок, правовой статус которого осложнен множественностью субъектов права на него. Налоговая база в соответствии со ст. 17 НК РФ является одним из основных элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. В основу исчисления суммы налога к уплате положена стоимостная характеристика объекта налогообложения - кадастровая стоимость земельного участка. Тем самым законодатель связывает понятия "налоговая база" и "объект налогообложения". Кадастровая стоимость земельных участков определяется при государственной кадастровой оценке земель в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316. Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в государственном земельном кадастре. Налоговый период определен как календарный год (ст. 393 НК РФ). Предусмотрена возможность установления отчетного периода для уплаты авансовых платежей (представительными органами местного самоуправления при введении налога на своей территории). Отчетный период определяется исходя из порядка расчета суммы налога - нарастающим итогом с начала года. Соответственно ими будут являться I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков - физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, возможность установления отчетного периода не предусмотрена. Налоговая ставка рассчитывается согласно ст. 394 НК РФ. Базовые ставки составляют: 0,3% - в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель жилищного фонда; 1,5% - в отношении прочих земель. Конкретные ставки вводятся нормативными правовыми актами органов муниципального образования и не могут превышать базовые ставки, установленные НК РФ. Принятие главы НК РФ о земельном налоге позволит разрешить со временем наболевший вопрос о применении коэффициентов индексации ставок земельного налога. На протяжении длительного периода он являлся предметом судебных разбирательств, в том числе высшими судебными инстанциями (см., например, Определение КС РФ от 6 февраля 2004 г. N 48-О и постановление Президиума ВАС РФ от 23 марта 2004 г. N 5063/03). Теперь, после установления нового порядка расчета ставки земельного налога, необходимость ежегодной индексации ставок отпадет. Порядок исчисления налога установлен ст. 396 НК РФ и определяется стандартно - как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В отношении земельных участков на условиях жилищного строительства применяются повышающие коэффициенты: К 2 - в течение первых трех лет проектирования и строительства; К 4 - в последующие периоды вплоть до момента государственной регистрации; К 2 - при осуществлении индивидуального жилищного строительства физическими лицами. Подробно регламентирован случай возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода прав на земельный участок. В таком случае применяется коэффициент в виде отношения числа месяцев нахождения прав у плательщика к 12 месяцам года. Например, если земельный участок куплен в мае 2004 г., то налог исчисляется с коэффициентом 8/12, где 8 - число месяцев нахождения земельного участка в собственности в течение календарного года. Порядок и сроки уплаты налога регулируются ст. 397 НК РФ и подлежат установлению представительными органами муниципальных образований при введении налога на их территории, городов федерального значения - законодательными органами субъектов РФ. Порядок и сроки представления налоговой отчетности регламентированы ст. 398 НК РФ. Отметим, что ст. 17 НК РФ они не отнесены к обязательным элементам налога. Однако все вновь принимаемые главы НК РФ неизменно регулируют вопросы представления налоговой отчетности по конкретному налогу. Формами отчетности по земельному налогу являются: налоговая декларация; расчет авансовых платежей; налоговое уведомление. Налоговая декларация и расчеты предоставляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Срок представления декларации - до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления расчета авансовых платежей - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Порядок и сроки направления налогового уведомления содержатся ст. 52 НК РФ. Налоговый орган направляет уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты его направления. Поскольку направление уведомления является обязанностью налоговых органов, то, по общему правилу, налогоплательщики - физические лица не обязаны уплачивать налог до момента получения уведомления.
Основные понятия, которые используются при взимании сбора за пользование объектами животного мира:
животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно насел...